ПСИХОСОМАТИКА ЭМОЦИЙ НЕГАТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Как ни парадоксально это прозвучит, но именно эмоции — «виновницы» большинства наших жизненных неурядиц: личностных и социальных конфликтов, трудностей взаимопонимания, сложностей самоопределения и саморазвития. И это упрямый научный факт. Ибо эмоции всегда видоизменяют наши мысли. Более того, именно эмоции лежат в основе возникновения 80% заболеваний, а остальные 20% случаев – отягощают их. И трудно не согласиться с мэтром психосоматики Антонио Менегетти, утверждавшим, что «эмоция – это некое психическое присутствие, которое со временем начинает соматизироваться».

Я выделил среди общего числа таких эмоций главные. Так страх, гнев, раздражение, обида, вина, стыд, беспокойство и тревога, являясь эмоциями негативной направленности, создают наибольшее количество проблем. О том, как обнаружить ту или иную эмоцию негативной направленности, лежащую в основе практически любого заболевания, а также избавиться от её или их паразитического влияния, вы сможете узнать из моей новой книги НЕ СТРАХОМ ЕДИНЫМ, где вышеперечисленные эмоции рассмотрены через психосоматику тела.

Одним из колоссальных пластов информации, ведущей к пониманию себя и других, является психосоматика тела или обусловленность физического тела психическими явлениями и реакциями – мыслями, чувствами, переживаниями, эмоциями, которые формируют автоматический паттерн или шаблон реагирования через биохимию тела.

Почему именно она? Да потому, что из всей нашей многосложной природы лишь физическое тело с присущим ему автоматизмом являет собой аналог целостности – организованной и упорядоченной структуры, где каждая часть системы выполняет свою работу «несмотря ни на что» и даже тогда, когда происходит серьёзный «сбой» в каком-то элементе. Более того, у этой системы есть взаимовыручка, ибо когда кто-то из её слаженного механизма «выпадает» ненадолго или насовсем (к примеру, в случае удалённого органа), то все гуртом «подстраиваются» под новые условия, балансируя возможности и собственные ресурсы. Чего нельзя сказать о неустойчивой эмоциональной природе желаний и ещё не интегрированном со всей остальной природой уме или сознании.

Поэтому «расшифровав» психосоматику тела можно обнаружить множество личностных ограничений, главные из которых сформированы ещё внутриутробно и в последующие года взросления. Это страх, гнев/недовольство, чувство вины, стыда и обиды. Остальные психоэмоциональные реакции не формируют деструктивную модель реагирования, хотя и вносят определённый диссонанс в телесную природу.

Не секрет, что современное человечество в своей массе эмоционально поляризовано. А это означает, что подавляющим большинством управляет сексуальный центр через вожделение и стыд, эмоциональный/ пупочный центр через страх и его вариации и центр солнечного сплетения через гнев или недовольство и необузданную жажду желания, которая будучи «вечно неудовлетворённой», рождает нетерпение и раздражение, смутно обуреваемая тревогой и беспокойством.

Всё это приводит к тому, что в традиционной психологии именуется как комплекс неполноценности (неполной ценности или отсутствие целостности) с присущей ему (комплексу) неуверенностью и непрестанными сомнениями.

Узнаёте себя? Если не лукавить, то все мы в том или ином жизненном периоде перебираем эти несовершенные грани своей личности. Но вопрос, по сути, о том, насколько мы справляемся с «детскими ограничениями» уже во взрослой жизни?

Ведь упомянутые мною чувства обиды, вины, стыда, недовольства, страха, раздражения и тревоги, вытесненные в подсознание, формируют индивидуальные модели поведения, характерные для каждого из нас. В их основе — искажение восприятия ввиду отсутствия целостного взгляда и понимания сути ограничений, как катализаторов желанных изменений и духовного/личностного роста, коими выступают в большинстве своём вышеупомянутые эмоции.

Если провести условное разделение психоэмоционального реагирования на любые жизненные события, то мы реагируем через удовольствие или неудовольствие.

И то и другое состояние принимает различные формы проявления. Последние – это всевозможные страдания. К примеру, психогенная или психосоматическая боль. Психическая травма и / или психическое расстройство лежит в основе психогенной боли. Её вполне можно отнести к душевной боли с точки зрения психологии, ибо психология – наука о душе или психике и психических переживаниях.

Так вот, психогенная боль «скрывает» деструктивные эмоциональные проявления тревоги, страха, гнева, раздражения, ненависти, как аффективной реакции, либо подавленной или вытесненной в подсознание негативного вовлечения психики. Головная боль, резкая или продолжительная боль в спине, спазм в грудной клетке или животе, чаще всего возникают без органических и функциональных изменений со стороны органов и систем, но как эмоционально–физиологическая реакция «временного диссонанса» или расстройства.

Часто в «анамнезе» психогенной боли можно обнаружить тревожные состояния, вялотекущую и затяжную депрессию, ипохондрию или истерию, наличие всевозможных страхов, принимающих форму фобий, в основе которых мировоззренческий или социальный конфликт.

Логичный вопрос: почему мы так «чувствительны» к эмоциональному «бомбардированию» тела? И как на практике происходит процесс сбоя в физиологической системе организма?

Всевозможные эмоции подавления, излишнего переживания и реагирования вызывают соответствующую защитную реакцию тела, которое, в свою очередь, образует мощный мышечный «корсет напряжения», сжимая человека словно панцирь. Соответственно, понижается общая психофизическая мобильность/подвижность, как телесная, так и умственная, вызывая ощущение зажатости, скованности и пониженной «стрессоустойчивости».

В условиях нарастающего напряжения этот «корсет» твердеет, а при расслаблении – смягчается. Возникновение зон постоянного хронического напряжения в теле, приводит к функциональным нарушениям психосоматического характера.

Данный «корсет напряжения» формируется вокруг главной оси нашего тела позвоночника. И в этом смысле позвоночник не только основа для здорового движения, а и наша главная психологическая опора («столбик из золотых монет», как именовали его в древности), позволяющая балансировать между внешним влиянием и внутренним самоощущением.

Будучи главной остью нашего организма, он «отражает» то, как внешний мир воздействует на нас, а также и то, как мы реагируем, соответственно, на его влияния.

В зависимости от отдела позвоночника, беспокоящего нас, мы можем сделать вывод о том, что мы блокируем извне. Грудной отдел – любовь, шейно-грудной – сотрудничество, пояснично-крестцовый – взаимопомощь. Если возникают проблемы со сгибанием, значит, мы сопротивляемся внешним силам, которые, на наш взгляд, вынуждают нас подчиниться определённым условиям или правилам, которые для нас неприемлемы. Наоборот, в случае затруднённого разгибания, что-то внутри нас сопротивляется тому, чтобы быть свободными и не стеснёнными в движениях.

Как свидетельствует эзотерическая мудрость: «любая болезнь есть результатом подавления жизни души». В контексте психосоматики это означает непрекращающийся конфликт между телом, эмоциями и мыслями, приводящий к устойчивому диссонансу или несогласованности с отсутствием гармонии.

Исследование телесной дисгармонии через анализ и коррекцию психического, создаёт серьёзные предпосылки для его устранения. Однако, у тела за многие годы создаётся устойчивый паттерн или определённый шаблон, модель или схема реагирования на длительную несогласованность между психическим представлением и телесным восприятием. И этот паттерн также требует недюжинных усилий по перепрограммированию или изменению деструктивных программ, ведущих к определённым болезням и расстройствам психики.

Но все ответы, так или иначе, есть в теле и к ним нужно идти через его «язык» и «подсказки», которые, буквально, находятся на поверхности.

Каждый позвоночно-двигательный сегмент — ПДС, связка, мышца и нервное окончание реагируют на любую нашу эмоцию, мысль и физическую активность, храня память обо всём пережитом, в особенности, негативном пережитом.

И если игнорировать сигналы тела через данные физические «маяки», то любая психотравмирующая ситуация, даже пережитая нами внутриутробно, будет искать выхода или разрешения, причём уже не только и не столько через вышеназванные участки тела или системы, но через любую психофизическую область нашего организма.

«Тело есть причастие бытия, воплощение априори. Все существование может быть сведено к телу, которое находится везде и является вечным горизонтом любого чувства или восприятия. В силу того, что модель нашего мышления основана на предметно-логической связи, нам не удается понять вездесущность как условие умственного познания и как источник любых значений. Все инстинкты, или мотивации, или предметные связи указывают нам моменты, когда тело провоцирует к восстановлению единства». — А. Менегетти. Психосоматика. 

А предтечей большинства проблем с телом является психика, а точнее беспокойный ум желаний и лабильный эмоциональный настрой, реагирующий на страх, гнев, тревогу, недовольство и прочие раздражители.

Наше умственное представление о себе может серьёзно отличатся от того, как мы себя чувствуем эмоционально и ощущаем телесно. А это серьёзный конфликт тела и психики, расстраивающий нашу природу на физическом, эфирном, эмоциональном и ментальном уровнях.

Единение тела и психики — это всего лишь признание того факта, что они и так едины, но разобщены лишь в силу дискретности мышления и фрагментарности нашего ума, а также рассогласованности органов чувств с физическим телом и  реакциями его органов и систем.

Воссоединить сознание с подсознанием и бессознательным лишь дело времени и целенаправленных усилий.

Таким образом, мы подошли от общего рассмотрения психосоматики тела и лежащих в её основе эмоций, к частному «разбору полётов», обусловленных их негативной направленностью, которые подробно изложены в моей новой книге НЕ СТРАХОМ ЕДИНЫМ: ПСИХОСОМАТИКА ЭМОЦИЙ НЕГАТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

НЕ СТРАХОМ ЕДИНЫМ

Заказать книгу

Share

Сергей Колеша

Оставить комментарий