Азы Воспитания

азы воспитания«Помните люди Родов Расы Великой,
что богатство и процветание древних Родов ваших
изначально заключено в малых чадах ваших,
коих вам надлежит воспитать в Любви,
Благости и Трудолюбии».— Заповедь Стрибога.

Это одна из ранних статей, в которой изложены простые, но очевидные истины, касающиеся воспитания, и которая ничуть не устарела за 9 лет от момента её первой публикации. Причём, в ней воспитательная парадигма строится, исходя из лаконичной формулы, которую изрёк РА — смиренный посланник Закона Одного: «учиться – то же самое, что учить, до тех пор, пока вы не учите тому, чему учитесь». — Материалы Ра. Закон Одного. Ведь не секрет, что воспитание — это обучение основам жизни, её ценностям и духовным скрепам.

Если выразить эту мысль по-другому, то любое воспитание можно свести к лаконичной формуле  — развитие самоосознания. Причём такое развитие, личностное и душевное, предполагает не только заботу о вещественных и нравственных потребностях (как определял их Даль) подрастающего чада, а и подготовку его как полноценного члена социального общества.

Ключевую роль в этом жизненно важном процессе, безусловно, занимают родители. Поэтому на них лежит вся «тяжесть» ответственности в случае неполного понимания своей роли и неумения использовать свой опыт и знания для адекватного воспитания своих детей.

«НОВЫЕ» ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЯНИЯ

Мир стремительно изменяется и старые системы и парадигмы претерпевают значительной трансформации  под давлением новых жизненных условий. И это в большей мере касается области человеческих взаимоотношений и их основ.

При этом список современных требований и соответствий сегодняшним реалиям неустанно растёт и расширяется.

Так, например, мастерство воспитания, именуемое более привычно для нас термином педагогика, нуждается в пересмотре её ключевых моментов образовательного, развивающего и обучающего характера.

Однако всё новое — это хорошо забытое старое, выражаясь известным французским изречением. Это в полной мере справедливо и по отношению к воспитанию, ибо существуют нетленные ценности добра, блага, любви, дружбы, уважения, сострадания, милосердия.

Так или иначе, нынешний пересмотр воспитательной модели предполагает с одной стороны, экскурс в наше прошлое,  отдалённое и не очень, в эпохи, оставившие нам на скрижалях мудрости все ответы, раскрывающие  воспитательное мастерство в его лучших формах и культурных традициях.   

С другой стороны – новое видение современной педагогики с учётом волны воплощающихся кристальных детей, приходящих на смену первопроходцам индиго, и поколения радужных детей, идущих следом.

На мой взгляд, самым важным в процессе воспитания является то, что лаконично выразил Масару Ибука в своей фундаментальной книге «После трёх уже поздно»: «Прежде чем воспитывать детей, нужно сначала воспитать родителей».

А это куда более сложная задача, ибо в отличие от детских почемучек, взрослые родители либо «всё уже знают», 🙂 либо шарахаются в разные стороны, влекомые авторитетными и не очень, воспитательными советами и рекомендациями.

ВОСПИТАНИЕ И СВЯЗЬ С ДУШОЙ

Как сказал Антуан де Сент-Экзюпери в своём «Маленьком принце»: «Взрослые никогда ничего не понимают сами, а дляазы воспитания детей очень утомительно им все объяснять и растолковывать».

И это вовсе не шутка, ибо многие дети практически до 5-7 лет дети не утрачивают непосредственной связи с высшим «Я» через канал духа посредством душевных впечатлений. Происходит же это посредством сличения и соизмерения изначальной информации — через сны, хорошее воображение и даже эфирное видение.Так дети сопоставляют увиденное и прочувствованное с преподносимой родительской информацией.

В отсутствии ментального размышления и способности малышей анализировать, родительский прагматизм и неверие в реалии мира духа создают ситуацию, когда дети вскоре начинают боятся собственных видений.

Во-первых, это происходит из-за нежелания расстраивать родителей и страха наказания.  А во-вторых, потому, что тем самым, через боязнь дети неосознанно привлекают «нежелательных гостей», которыми их намеренно или по невежеству пугали родители, бабушки и дедушки.

Всё вместе это приводит к тому, что дети довольно быстро утрачивают  способность общения с тонким миром, ограничив свои возможности непосредственного и менее искажённого восприятия себя и мира. 

РОДИТЕЛЬСКИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ

Да, как не прискорбно это констатировать, но родители о «супервозможностях» своих детей в большинстве своём не догадываются, поэтому как заправский папа Карло  переиначивают маленьких существ по своему несовершенному образу, не удовлетворившись лишь сходством и подобием.

Истинно, от предрассудков и заблуждений родителей не застрахован никто, ибо они впечатываются в детей основательно и на всю жизнь, оставляя свой неизгладимый «след», словно прививка от оспы.

Ключевая идея воспитательного процесса, которая не имеет ни пространственных, ни временных ограничений, лаконично выражена великим русским писателем и мыслителем, педагогом и реформатором Львом Николаевичем Толстым: «И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно…  Для того, чтобы образование было плодотворно, то есть, содействовало бы движению человечества к всё большему и большему благу, нужно, чтобы образование было свободно».

«Воспитание свободой» Льва Николаевича находит отклик  и созвучие у многих мыслителей и учителей жизненной мудрости.

«Трудно преобразовать то, что вложено в человека самой природой. От этого и происходит, что, вследствие ошибки в выборе правильного пути, зачастую тратят даром труд и время на натаскивание детей в том, что они не в состоянии как следует усвоить. Я считаю, что в этих затруднительных обстоятельствах нужно неизменно стремиться к тому, чтобы направить детей в сторону наилучшего и полезнейшего, не особенно полагаясь на легковесные предзнаменования в догадки, которые мы извлекаем из движений детской души». М. Монтень «О воспитании детей».

«Воспитание ребёнка следует основать на том принципе, что всё должно исходить из собственного желания. Ничего не должно быть дано ему в готовой форме. Ему можно только предложить идею, вместо того, чтобы направлять его, начиная с другой вещи, к желаемой точке». Г. Гурджиев «Человек – это многосложное существо».

ВОСПИТАНИЕ С ЛЮБОВЬЮ

азы воспитанияОдной из важнейших и  стержневых основ нынешнего воспитания-образования, на мой взгляд, является любовь, как энергия творческого приобщения маленького ребёнка к истинным ценностям данного мира.

Только через призму родительской любви, воплощённой в родовое  , в развивающемся ребёнке расцветают в полной мере цветы благовоспитанности и благонравия,  человеколюбия и любомудрия.

И это вовсе не утопичные идеи. Есть прекрасный образ нашего давнего наследия, переданный нам через Славяно-Арийские Веды: «С самых ранних лет все дети из Родов Великой Расы и Потомки Рода Небесного воспитываются в соответствии с Небесными Законами Рода-Породителя: в искренней Любви к своему древнему Роду-Племени, в уважении к своей Родной изначальной Вере, Наследию (истории), самобытной культуре и народной Традиции, в почтении к старшим и в заботе о младших».

Эти исконные, культурно воспитательные ростки наших пращуров весьма актуальны и сейчас. Ибо постигая уроки любви через личный пример любящих, уважающих и почитающих друг друга родителей ребёнок растёт целостным и гармоничным, перенося впоследствии данную модель взаимоотношений на своё окружение и будущую семью.

Как тут не предложить универсальную формулу Дуэтики и её основополагающих Законов Любви — Блага, Непричинения вреда и Свободной Воли. Ибо, руководствуясь благом и свободной волей или выбором ребёнка, прислушиваясь к его естественным способностям и наклонностям, выраженным через интерес, мы закладываем здоровые основы для гармоничного развития не только в детском и юношеском/подростковом периоде, а и уже во взрослой жизни.

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВОГО  И ГАРМОНИЧНОГО ВОСПИТАНИЯ

В воспитании важно не бросаться из крайности в крайность, переключая всё своё внимание на детей или же, наоборот, не уделяя должного опосредованного необходимым знанием влияния.

И как здесь не согласиться с утверждением основателя онтопсихологической педагогики Антонио Менегетти, что «дети существуют не для родителей, а для жизни».

Позволяя детям быть естественно спонтанными, важно побуждать их к раскрытию проявляющихся интересов через ознакомление с лучшими образцами культурного наследия прошлого: сказаниями и былинами, аллегориями и притчами, вводя в сказочный мир многозначительных образов и героических поступков, формируя главные ценности и этические нормы.

Развитие так называемого общинного мышления в старославянской истории перекликается с таковым соборным в Учении Агни Йоги, переданном Рерихами человечеству, возрождая идею культурной и духовной общности для взрослеющего маленького гражданина.

Навыки созидательного труда древних общин в раннем возрасте с трёх до 7 лет, а ныне охватывающего детсадовский период, наиболее полно развиваются в образовательной системе Монтессори, где не теряется ни самоценность ребёнка, ни его индивидуализм в группе сверстников.

А если данная воспитательная модель созвучна родительской, тогда налицо формирование маленькой, но уже сформировавшей первичный образ мира индивидуальности, готовой к новым исследованиям и свершениям.

ИСКАЖЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ

Безусловно, никто из нас, родителей, не застрахован от ошибок и искажений в способности воспитания и развития наилучших качеств в собственных детях. Ибо зачастую социальные «нормы» и стереотипы могут сильно контрастировать с родительскими моделями или иметь незаметные искажения, что ещё сильнее влияет на их мировосприятие и формирование мировоззрения.

Одним из самых сложных аспектов воспитания у современных родителей можно считать модель запретов-разрешений, усвоенная ими от собственных родителей и разбавленная социокультурными стереотипами и ограничивающими убеждениями.

Большинство родительских запретов связано, как это ни парадоксально, с познавательной способностью ребёнка, когда он словно губка впитывает в себя окружающую среду нового для него мира, а она в свою очередь, становится частью его личности.

Вновь обратив свой взор в мудрое прошлое, мы извлекаем важнейшую и неизменную истину, свидетельствующую о том, что воспитывать детей на примере отрицательных и ограничивающих форм и образов – недальновидно, глупо и невежественно.

Как результат таких «воспитательных мер» —  и множество других психосоматических и психологических проблем.

РАЗУМНЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД

Возможно, новая для многих родителей модель разъяснений-предложений покажется трудоёмкой и практически невыполнимой, но за ней счастливое будущее их детей.  Ибо разъясняя своим любознательным исследователям новой реальности правила игры, именуемые материальными законами, включающими нравственные, этические и правовые социальные нормы, вы тем самым не лишаете их возможности самостоятельно убедиться в оном, или обратном.

Предоставив им право выбирать свою реальность, используя творческую свободу действий, не связывая запретами, вы сможете регулировать данный процесс естественными законами сдерживания-торможения, вытекающими из закономерных условий опытного постижения действительности.

Личным примером и созданием тех идеалов и образцов, которым вы соответствуете сами, вы добьётесь азы воспитаниязначительно больших успехов в воспитании,чем внедрении чего-то, не вписывающегося в ваш обычный жизненный уклад.

Развивая в детях любовь к труду, собственному, родительскому, чужому через уважение, мы формируем здорового гражданина, который впоследствии легко адаптируется в социуме, без перекосов в сторону тунеядства или манипулирования.

Кроме того, развивая правильное отношение ребёнка к игре , как творческому процессу, с развитием ответственности за свои поступки, слова и эмоции, мы совершаем поистине труд пахаря. Ибо закладывая здоровые воспитательные семена в благодатную почву детского энтузиазма, живости и любознательности, мы впоследствии будем боле чем удовлетворены плодами их творческих свершений и духовной зрелостью.

Обучая умению размышлять, ничего не принимая просто на веру, а включая внутренние датчики распознавания через органы чувств, мы закладываем основы здравого мироощущения у своих потомков.

Это вовсе не означает, что мы сеем семена сомнения, скорее учим их распознаванию или различению, показывая мир в его многообразии, в котором нет единого правильного или неправильного мнения, взгляда, суждения, а значит и не должно быть категоричности и, как следствия, нетерпимости к иной точке зрения.

Более того, любая авторитарная модель в таком случае будет словно морская волна, разбивающаяся о твёрдые скалы их внутреннего стержня самоуважения, естественного мировосприятия, в котором нет места страхам и подчинения манипулятивным моделям управления и директивного наставления.

Также когда  детей используется  по их неуёмному желанию и интересу как созидательное творчество, тогда ценность от таких действий возрастает многократно.

Данная воспитательная модель предпочтительна и в случае «необычных» в привычном значении детей — индиго, кристальных детей, а также радужных детей. Ибо, благодаря их утончённой чувствительности, они способны оценить не только ваше доверие, а  и отзывчивость на их насущную потребность быть такими, какими они являются по сути. А именно любить, принимать и прощать. 

Поэтому наша задача взрослых — это помогать правильному взрослению, несмотря на всё ещё доминирующую роль общества потребления.

Это нелёгкий, но благодарный труд. Ведь ничто так не ценно, как гармонично и красиво развивающееся древо рода.

Главное помнить,что все мы изначально ученики, долженствующие стать учителями. Ведь отцовство и материнство есть ни что иное, как учительство.

Поэтому успехов всем нам в овладении мастерством воспитания, терпения, рассудительности и благожелательности.

Использование данной статьи разрешается с обязательной индексируемой гиперссылкой на автора и сайт: www.kolesha.ru

КОНСУЛЬТАТИВНО-РАЗРЕШАЮЩАЯ ПОМОЩЬ — решение проблем воспитательного характера, а также трудностей взаимопонимания с вашими детьми.

Похожие материалы:

ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБОК ВОСПИТАНИЯ

РОДИТЕЛИ И ДЕТИ

КРИСТАЛЬНЫЕ И РАДУЖНЫЕ ДЕТИ НОВОЙ ЗЕМЛИ

ДЕТИ И РОДИТЕЛИ. ДОСТИЖИМОЕ ВЗАИМОПОНИМАНИЕ

Share

Сергей Колеша

Оставить комментарий