ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ ВОЗДУШНОЙ СТИХИИ

В своих предыдущих материалах: ОГНЕННАЯ СТИХИЯ ПРЕОБРАЖЕНИЯ и ЗЕМЛЯ КАК ПРИРОДНАЯ СТИХИЯ ЧЕЛОВЕКА я описал две из пяти стихий человека, которые оказывают своё непосредственное воздействие на наше здоровье. Причём, это влияние наиболее ощутимо, как в периоды своего сезонного доминирования, так и в лунные фазы. С точки зрения восточной медицины такое природное «стихийное» взаимодействие осуществляется на уровне органов/систем физического и эфирного тел, а также обусловлено нашим эмоциональным и ментальным реагированием.

Здесь я продолжаю исследовать стихийные начала, и в поле нашего зрения попадает элемент«Воздух» или «Металл», основное время его доминирования: 23 сентября – 3 декабря. Кроме того, в данной авторской статье я рассматриваю психосоматику заболеваний дыхательной и пищеварительной системы  через стихию «воздух/металл». Впоследствии, расширенный материал о психосоматике и стихийных началах ляжет в будущую книгу ПСИХОСОМАТИКА ОРГАНОВ И СИСТЕМ ЧЕЛОВЕКА.

ВОЗДУШНАЯ ОСЕННЯЯ ЭКСПАНСИЯ

Важно указать, что именно в осенний период доминирования стихии «Металл — Воздух», системы организма, попадающие под их контроль, становятся наиболее чувствительными/уязвимыми, включая психоэмоциональные реакции, свойственные ей.

Поэтому разумное исследование с посильным деятельным участием позволит нам не только избежать проблем с переохлаждением и перестройкой систем организма в подготовке к зимнему сезону, а и лучше взаимодействовать с эмоциональной составляющей нашей природы.

Ведь, как известно, осень – время обострения различных психических нарушений, характеризуемое эмоциональной амбивалентностью, являясь сезоном депрессий. И этому множество причин и объяснений.

Во-первых – природная рассогласованность между человеческим и растительным царством. Ибо природа в фазе отдыха и перехода ко сну; мы же после лета активно включаемся в рабочий процесс, так как Звёздный Западный Дворец, ассоциируемый с материальными благами, открывает ворота для всех желающих восполнить свои запасы/доходы.

Во-вторых, уменьшение солнечных дней и похолодание сказывается на нашей активности, так как необходимо больше энергетических затрат.

Ну и в-третьих – из нашей архетипической памяти в это время высвобождается энергия, указывающая с одной стороны, на завершение года, а с другой – на начало нового, что неминуемо приводит нас размышлениям о пересмотре жизненных приоритетов, задач, а иногда и ценностей, которые «приносит свежий ветер перемен». Буквально, нам не хватает воздуха в прежних количествах и необходимо что-то большее, значительнее и важнее во всех смыслах.

Отсюда — порывы грусти-печали и тоски, перемешиваемые со смутными надеждами и чаяниями.

Данный материал – это своеобразный экскурс в нашу природную стихию, которой подвержены мы все, вне зависимости от цифр рождения, хотя последние являются указателями на большую или меньшую чувствительность/сенситивность к влиянию стихийного начала, именуемого на Востоке как Металл или Воздух.

СТИХИЯ «ВОЗДУХ-ВЕТЕР-ЭФИР» В АЮРВЕДЕ И ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЕ

Интересно отметить, что именно стихия «Воздух» одна из трёх Доша (Тридоша) – регулирующих систем организма в тибетской и аюрведической медицине, наряду со стихией «Огонь» и «Вода», образуя «Вата» — «телесный воздух», рождаемый из Эфира и Воздуха.

ВЕТЕР

ЖЕЛЧЬ

СЛИЗЬ

ВАТА

ПИТТА

КАПХА

ВОЗДУХ

ОГОНЬ

ВОДА

Вата управляет дыханием, морганием век, движением в мышцах и тканях, пульсацией сердца, всеми расширениями и сужениями, движениями цитоплазмы и клеточных мембран, движением одиночных импульсов нервных клеток. На психоэмоциональном уровне вата связана с такими чувствами и эмоциями, как страх, тревога, боль, трепет и соматические реакции – спазмы и судороги. Толстая кишка, тазовая впадина, кости, кожа, уши и бёдра – местоположение вата.

Ветер, ассоциируемый с дошей Воздух, символизирует движение, энергию, дыхание и способствует жизненной активности организма, управляя физиологическими и биоэнергетическими системами, отвечая за кровообращение, пищеварение и усвоение пищи, выделение и обмен веществ.

Ветер – активное и подвижное начало, источник всякого изменения и движения в мире.

Признаки или «свойства» ветра, описываемые в трактате «Чжуд-ши»: лёгкость, жёсткость, холод, тонкость, твёрдость и подвижность. Таким образом, Воздух ответственен, как было сказано за дыхание, а также осязание.

ПСИХОТИПЫ И КОНСТИТУЦИИ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Как описывает тибетский трактат «Чжуд Ши», люди, рождённые «ветром» — бледны, сутулы, сухощавы, многословны. Они плохо переносят холод, при движениях — хруст в суставах.

Люди с Вата конституцией в Аюрведе физически слабо развиты, с плоской грудной клеткой, с выдающимися венами и сухожилиями, смуглой, холодной, грубой, сухой в трещинах коже с несколькими родинками тёмного цвета, высокого или низкого роста с редкими вьющимися волосами и тонкими ресницами. Их руки и ноги часто холодны. Эти личности творчески активные, бдительные и беспокойные, говорят и ходят быстро, но легко устают.

Безусловно, это чистый тип, который может быть и смешанным.

Кстати, в системе Ногуши seitai  есть описание «taiheki» — 12 психофизических характеристик, среди которых есть две, описывающие дыхательную  группу. Мне она ближе потому, что учитель Ногуши всего за несколько секунд по спине и фигуре мог составить психопортрет человека.  (Я впрочем, делал интуитивно то же самое ещё на заре своей медицинской деятельности не будучи знакомым с данной системой, определяя по походке, кашлю, поведению степень заболевания или отсутствие такового, так как дело было в армейских условиях и желающих филонить было хоть отбавляй, пока все не поняли, что обмануть меня практически невозможно).

Ногуши же регулировал жизненную энергию людей, наблюдая, специфику их невольных, неосознанных движений, не сосредотачиваясь именно на исцелении болезней. В специфике неосознанных движений человека он находил некоторые аналогии с животным.

Так вот, традиционная доша вата в чём-то перекликается с легочным пассивным типом: хрупкие плечи, слабые дыхательные органы; склонность к простудам, не в состоянии сдерживать свои действия (импульсивный тип, холерический темперамент — авт.). В основе действий — неосознанное желание освободиться от чувства неудовлетворённости. Как считал Ногуши, к данному типу принадлежал Фредерик Шопен. К слову сказать, в традиционной психологической классификации астенический тип очень похож на вышеописанные характеристики вата-конституции.

Могу также со своей стороны добавить, что к данному типу принадлежал и я в детстве. И так бы оставаться бы мне в этой группе, если бы не огромная воля и сила внутреннего преображения, которую я в своё время направил на собственное физическое тело. Это дало свои результаты, буквально, переведя меня в активный легочной тип, формируя тело треугольной формы с мощными широкими плечами, выдающимися вперёд, увеличивая объём груди. Постоянный и неизменный избыток энергии не даёт данному типу ни на минуту успокоиться. А вот подтверждение вышесказанного. «Он будет лучше учиться, если предварительно израсходует часть своей энергии, занимаясь гимнастикой или любым видом спорта».  А вот ещё одно подтверждение, которое могу подтвердить собственной жизнью: «У представителя данного типа мысль сосуществует с действием. Ощущение невостребованной энергии толкает его к деятеьности и приключениям, однако при этом он просчитывает риск, последствия и выгоды. Он обладает прекрасным чувством ориентировки и быстрыми рефлексами самозащиты». — К. Бреле-Руэф. Сакральная Медицина.

СТИХИЯ «ВОЗДУХ» И ФЕН-ШУЙ

Также, несомненно, стихия «Воздух» является движущей силой в таких тончайших проявлениях, как дуновения, прана, ци, чи, ки, мана или воля-к–жизни.

И, более того, стихия «Воздух» является составной частью древнего китайского искусства и науки Фэн-шуй, переводимого, как «ветер и вода». И в этом смысле «Фэн» «можно уподобить потоку энергии, который проносится над головой».

А сейчас немного нумерологии в связи со стихией «Воздух – Металл».

В китайской медицине число «0» это металл/воздух ян, а число «1» — металл/воздух инь и, соответственно, соотносятся с меридианом толстого кишечника – лёгких.

Однако есть и другая интерпретация чисел, связанных с системой «Воздух». Так восьмиугольник багуа в Фен-шуй с пятью элементами – металл, дерево, вода, огонь и земля и соотносящийся с его четырьмя направлениями представлен числами «4 и 9» и позицией запад. В свою очередь, числа «1 и 6» представляют север и ассоциируются с водой (нижняя позиция в багуа); числа «2 и 7» занимают верхнюю позицию и ассоциируются с огнём; числа «3 и 8» занимают позицию дерева (восток), а в центре багуа расположен элемент земли, представленный числами «5 и 10».

Двойственность стихии «Воздух» или «Металл» является естественной, так как влияние даосизма (инь – ян) обусловленной дуальности многих жизненных процессов, характерна для нашей плотности самоосознания.

Цвет металла в Фен-шуй – белый, золотой и серебряный, что даёт нам возможности правильной визуализации при проблемах с дыханием и заболеваниями, вызванными избытком или недостатком «ветра» в системе пищеварения. Ассоциируется «металл» с северным и северо-западным направлением, что также указывает на области, в которых медитативные практики и дыхательная гимнастика будут наиболее предпочтительны в осенний период доминирования стихии, в особенности, на закате.

МЕРИДИАНЫ/КАНАЛЫ ТОЛСТОЙ КИШКИ И ЛЁГКИХ. ПСИХОСОМАТИКА

Меридиан толстого кишечника

Два парных канала из 12 основных, ответственных за стихию «Металл» — это меридианы лёгких и толстого кишечника, расположенные на руках.

Меридиан/канал толстой кишки – ян (0) -влияет на слизистые оболочки и систему выделения.

Наружный ход меридиана толстой кишки начинается около угла ногтевого ложа 2 пальца руки, проходит между 1 и 2 пястными костями и между сухожилиями мышц короткого и длинного разгибателей 1 пальца, далее — по лучевой стороне предплечья, через локтевой сустав, по наружной поверхности плеча. В области плечевого сустава он проходит между передним краем акромиального отростка лопатки и бугром плечевой кости на спину, где соприкасается с другими ян-меридианами. Далее меридиан идет по трапециевидной мышце к надключичной ямке,а отсюда — на шею, щеку, к центру десны нижней челюсти, затем огибает губы, перекрещивается с одноименным меридианом противоположной стороны, огибая крылья носа.

Внутренний ход идёт к толстой кишке, диафрагме, легким, связывая, таким образом его с инь — стихийным началом «Металл».

Максимальная активность меридиана толстой кишки — 5 — 7 утра – лучшее время для лечения/воздействия; минимальная17 — 19 вечера.

Стихия: воздух/металл; эмоция: печаль, тоска, уныние.

Патология частей тела/органов: грудь, сердце; психические расстройства.

Меридиан лёгких с наружным и внутренним ходом

Меридиан/канал лёгкихинь (1) принимает энергию от меридиана печени  и передает ее меридиану толстой кишки.

Функция меридиана лёгких связана с состоянием кожи, волос, потовых желез, а также носоглотки, трахеи, бронхов через его внутренний ход.

Кстати, с точки зрения восточной философии даосизма лёгкие содержат чувствительную душу, которая соединяется с телом после смерти.

На точки данного меридиана воздействуют при застойных и воспалительных явлениях в органах дыхания. Терапевтическое воздействие на меридиан лёгких при патологии следующих частей тела/органов: грудь, легкие, горло, гортань.

Время максимальной активности энергии меридиана лёгких – стихия металл инь 3 ночи — 5 утра, минимальной активности15 — 17 дня/вечера.

Наружный ход меридиана лёгких начинается у верхнего края второго ребра, далее подходит к ключице, идет по передней поверхности плечевого сустава и медиальной поверхности плеча, располагаясь снаружи от меридиана сердца и меридиана перикарда, спускается к локтевой ямке, проходит по лучевой стороне предплечья до лучезапястного сустава (места пальпации пульса на лучевой артерии), идет по возвышению большого пальца кисти и заканчивается у ногтевого ложа большого пальца.

Марк Воронов рассмотрел стихию «Металл» в связи с психосоматикой и преодолением препятствия на пути к желаемому и определил, что традиционная эмоция печаль/сожаление (прошлое) на динамичном уровне представляет собой стадию смирения (всего их пять по числу стихий). Стадия смирения, как циклическая стадия повторения не усвоенного урока/катализатора в его трактовке есть не чем иным, как принятием прошлого опыта, а на высшем уровне с «растворением во Вселенной и осознанием себя частью Вселенной и конечности существования».

«Если будет принято решение, что преодолеть препятствие не удастся, человек перестанет стремиться к его преодолению. Эту реакцию мы назвали реакцией смирения. Позитив – трезвая оценка непреодолимого в настоящий момент препятствия, принятие прошлого опыта как основы для выработки решения о способе преодоления препятствия. Негатив – внимание к прошлому и отсутствие действий в настоящем, стремление к повторению событий прошлого. Эмоция – печаль, сожаление, а внешнее проявление – плач».

Так как стихия «Металл» (меридиан/канал толстого кишечника поднимает страх к меридиану лёгких) связана с обонянием, то соответственно качество вдыхаемых проявлений жизни имеет основополагающее значение, избавляя от страха и неуверенности в предчувствии и распознавании необходимого и действительно важного.

ПСИХОСОМАТИКА БОЛЕЗНЕЙ ДЫХАНИЯ И КИШЕЧНЫХ РАССТРОЙСТВ. СТРАХ И ТРЕВОГА

Помним, что вата, как стихия «Воздух» отвечает кроме прочего за страх и тревогу, несмотря на то, что страх — это стихия «Вода». Однако все стихии взаимодействуют с друг к другом через Законы Созидания и Разрушения, к примеру: вода разрушает огонь, огонь разрушает метал и т.д. 

Так цикл разрушения природно регулирует цикл созидания.

В отличие от страха, который может быть связан с прошлым, как собственно и печаль, «тревога – эмоция будущего». Причём на уровне нервной системы «страх включается симпатическим воздействием, а тревога – парасимпатическим за счёт инсулина».

«Тревога — это страх, принимающий форму неясных предчувствий, тем более неприятных, что причины их, как правило, не осознаются. Один из наиболее распространенных неврозов, так называемое «тревожное состояние», характеризуется острыми вспышками безотчетной, необъяснимой паники. Другая разновидность того же явления, «тревога свободного течения», не имеет ни ясных причин, ни каких-либо каналов для выхода: при этом у человека возникает ощущение, будто над ним завис дамоклов меч страшной угрозы. Любая неприятность на таком фоне воспринимается как подтверждение и служит для измученной психики своего рода сигналом приближения новых, еще более страшных катастроф. Подобные явления, в сущности, опять-таки есть условный рефлекс. Человек с нормальным восприятием реальности не боится будущего и не обращает ни малейшего внимания на мелкие неудачи — он «отряхивает» их с себя и как ни в чем не бывало идет по своему жизненному пути к намеченным целям.

Состояние «тревоги свободного течения» особенно опасно: жертва его не в силах вырваться из-под колпака страха, она буквально гибнет под тяжестью собственной беспомощности. Неспособность к действию только усиливает тревогу, и порочный круг замыкается». — Лесли М. Лекрон.

Кроме того, тревога может служить спусковым механизмом для отчаяния и уныния, как разновидности печали, а мы помним, что это главное проявление стихии «Металл» в традиционной китайской медицине.

«Тревога – не простое первичное чувство, но сложное состояние или настроение, которое формирует второй элемент ряда, включающего надежду, тревогу, уныние и отчаяние. Эти эмоции похожи тем, что указывают на отношение индивида к его желанию достичь чего-либо или овладеть чем-либо. Но там, где дело касается оценки вероятности исполнения желаний, они отличаются друг от друга. Надеющийся человек ожидает исполнения желаний и не рассчитывает на неожиданные серьезные трудности. Он верит, что предпринятые им особые усилия помогут преодолеть возникшие осложнения. Человек, подавленный ожидаемыми трудностями, испытывает уныние, но все еще надеется на то, что есть некий шанс для достижения его целей, в то время как отчаявшийся человек полагает, что стараться бесполезно. С данной точки зрения непосредственная близость надежды, тревоги, уныния и отчаяния зависит от интеллектуальной оценки природы и степени препятствий, вставших между субъектом и его целями, даже если эта оценка не очень точная, поскольку может находиться под влиянием темперамента субъекта. Полный надежд человек, столкнувшись с препятствием, вызвавшим у него тревогу, впадает в уныние или отчаяние, когда трудности кажутся непреодолимыми». — У. Макдугал. Введение в социальную психологию.

А теперь о связи описываемых нами эмоций негативной направленности с заболеваниями тела.

«Столь распространенное явление, как жалость к себе, приводит к острому расстройству пищеварения, кишечным проблемам, катарам и насморку у среднего человека, и к хроническим бронхиальным заболеваниям, язвам желудка и проблемам с зубами и слуховым аппаратом – у более продвинутых людей». – А. Бейли. Эзотерическое Целительство.

В свою очередь, Шильдер подчеркивает, что схема тела должна пониматься как очень сложная психическая конструкция, состоящая из нескольких исторических слоев. Он предполагает, что она поддерживает тесные ОТНОШЕНИЯ не только с моторикой, но через нее могут контролироваться вегетативные функции, вероятно, через сосудисто-вегетативный аппарат промежуточного мозга. Таким образом, Шильдер представляет концепцию, объясняя нарушения моторики, проявляющиеся, например, в истерической конверсионной симптоматике; так и вегетативные расстройства в сфере психосоматических заболеваний: «Каждый использует будничный опыт органических заболеваний для последующих экспериментов со схемой тела и приобретения ключевого представления об определенном органе, которое не дано непосредственно в двигательной модели. Под ключевым представлением я имею в виду, что мы в состоянии менять функции кишечника (и других органов), которые нам недоступны, с помощью определенных произвольно выбранных представлений. Мы не можем приказать себе повысить частоту пульса, но можем добиться этого, представив себя в угрожающем положении». — Пауль Шильдер.

Тем самым Шильдер подводит нас к возможности сознательного воздействия на вегетативную нервную систему через направленное внимание, сосредоточение, концентрацию — традиционные восточные медитативные инструменты, которые позволяют воздействовать с терапевтической точки зрения на проблемные зоны тела не жёстко обусловленные автоматизмом.

ПРОБЛЕМЫ С ДЫХАНИЕМ. ЧУВСТВО ВИНЫ И ПСИХОСОМАТИКА.

На своей школе ПСИХОСОМАТИКИ & СОМАТОПСИХИКИ мы неоднократно детально рассматривали каждую эмоцию негативной направленности, включая чувство вины. Так вот, место дислокации чувства вины у всех определялось в области груди – сердца, лёгких, вилочковой железы, в месте, которое на Востоке именуется как Анахата чакра.

Так и в личной консультативной практике я определял чувство вины у своих клиентов, как основополагающее в отношениях родители – дети, имеющее то же местоположение.

Причём, даже в случае регрессивной терапии и общении с умершими родителями, чувство вины по отношению к умершим сохранялось и даже повторялось в детях, причём часто в видоизменённом виде.

К примеру, чувство вины по отношению к умершей маме причинного или надуманного характере вылилось в неспособности старшей дочери реализовать свою женскую репродуктивную энергию и сексуальность через продолжительные отношения и брак.

Трудности с противоположным полом, не имеющие на первый взгляд никакой конкретной причины на бессознательном уровне являлись ограничением по женской линии проявить энергию сердца – безусловной любви, что наиболее выражено в материнской любви.

Это один из случаев, который, тем не менее, демонстрирует непростую взаимосвязь родовых линий, которые могут быть «повреждены» эмоциями негативной направленности, одной из которых является вина.

В области грудного отдела позвоночника чувство вины можно обнаружить на уровне:

         Th6 — Неразрешённое чувство вины.

         Тh-9 — Обвинение других, ощущение себя как жертвы; чувство, что жизнь вас подводит, опускает.

         Тh-10 — Отказ взять ответственность на себя (взять инициативу в свои руки); потребность быть жертвой: «это всё ваша вина».

Если телесный дискомфорт, как застрявшая и заблокированная вина не будет удалён из тела, благодаря предельной визуализации с должной концентрацией и созерцанием наряду с освобождающим и расслабляющим дыханием, то считать, что мы достигли искомого результата, будет неверным.

Тело должно не просто освободиться от сковывающих уз вины/обиды (это как двусторонняя монета, на одной стороне которой всегда вина, а на другой – обида), а и принять новы алгоритм телесной свободы, закрепить его на уровне ДНК и уже затем воспроизводить новый алгоритм, в котором данные эмоции негативной направленности больше не довлеют.

Данная таблица показывает традиционную связь стихии «металл» с физическими и психологическими характеристиками-соответствиями.

ПСИХОСОМАТИКА БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ И ГИПЕРВЕНТИЛЯЦИОННОГО СИНДРОМА

Одной из классических патологий, относящихся к психосоматическим заболеваниям, связывающих нас с меридианом лёгких, является бронхиальная астма и гипервентиляционный синдром (острое расстройство дыхания, известное медицине еще с XIX века) или то, что Носсрат Пезешкиан определил, как «способность при помощи симптома (хрипеть, кашлять, хватать воздух, синеть) настойчиво обращать на себя внимание», увязывая эту симптоматику с «качелями» на одной стороне которой — вина, а на другой – обида. Кроме того, гипервентиляционный синдром сегодня многие специалисты считают одним из проявлений панической атаки, а это означает, что страх конденсирует соматические реакцию тела, связанные с затруднённостью дыхания и удушьем.

Схематическое изображение бронхиальной астмы

Вот как о бронхиальной астме пишет Франц Александер, основатель Психосоматики: «При астме, как и при других расстройствах вегетативных функций, эмоциональный фактор представляет собой обычные физиологические реакции на эмоциональные стимулы. Симптомы данного заболевания представляют собой чрезмерную хроническую реакцию на эмоции. То, что эта реакция чрезмерная и хроническая, в своей основе обусловлено тем, что эмоциональный стимул вытесняется в бессознательное, поскольку является неприемлемым для сознания человека… Эмоциональные факторы довольно разнообразны: сексуальное возбуждение, испуг, ревность или ярость. Среди лиц, страдающих астмой, самые разные психологические типы: агрессивные, амбициозные, бесшабашные люди, заядлые спорщики, а также сверхчувствительные эстетические типы. Встречаются также астматики с компульсивным или истерическим характером».

Так бронхиальная астма более полувека назад была выведена из тени иммунологии и аллергической константы официальной медицинской науки.

Очень лаконично описал астматика в контексте временных линий М. Воронов: «пациент тревожится о будущем, печалится о прошлом и боится настоящего».

«В психотерапевтической практике постоянно убеждаешься, что люди с синдромом нервной гипервентиляции часто происходят из семей, где очень высоко ценились достижения: «Соберись», «Постарайся», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Одновременно с эти поощрялись сдержанность, скромность и самообладание, как необходимые личностные качества: «Возьми себя в руки», «Что подумают люди?». При более близком рассмотрении оказывается, что приступ астмы провоцируется одновременным предъявлением больному слишком многих требований и при столкновении с несправедливостью». — Н. Пезешкиан. Психосоматика и позитивная психотерапия.

Как описывают Ф. Александер и Ш. Селесник, при астме и многих других психосоматических заболеваниях имеет место теория специфичности или попросту соотношение специфических эмоциональных конфликтов со специфическими органическими симптомами и, в частности, «астматик имеет затруднения в словесном выражении, поскольку орган, необходимый для данной функции, нездоров.

В современной психосоматической литературе множество описаний относительно астмы и других «классических» заболеваний, поэтому я ограничусь приведёнными данными, которые явственно указывают на полиэтиологическую (многофакторную) природу астмы и ключевую роль эмоционального реагирования, формирующегося ещё в раннем детстве.

Однако отмечу, как утверждал Антонио Менегетти, что «многие физические заболевания зачастую предохраняют субъекта от ментального расщепления (или попросту шизофрении – авт.). Нечто подобное происходит при бронхиальной астме, первичных хронических заболеваниях суставов, которые почти всегда являются неким противодействием собственной агрессивности». (Керман ( 1946) сообщал о пациентах, сначала страдавших бронхиальной астмой, после ее устранения развивавших маниакально-депрессивный психоз – авт.) – А. Менегетти. Психосоматика.

Здесь прослеживается также обратная взаимообусловленность или то, что Кетемейер (1953) назвал «характером эквивалентов» психосоматического заболевания: «у пациентов с психозами исчезала психотическая симптоматика, когда они болели органическими заболеваниями». — К. Г. Юнг (1907) и Дрейфус (1908).

Кроме того, как известно, центр груди ассоциируется с сердечной чакрой безусловной люби и принятия, что в случае с астмой проявляется как: «Я не могу любить, так как это означало бы, что я теряю любовь своей матери» (French, Alexander ).

ПСИХОСОМАТИКА ТУБЕРКУЛЁЗА

Забытый в «годы застоя», точнее, скрываемый от общественности туберкулёз в местах не столь отдалённых, сегодня, буквально, получил новое распространение даже там, где условия жизни вовсе не способствуют его возникновению. Если бы природа туберкулёза была сугубо инфекционной, то такого «возрождения» вряд ли можно было бы ожидать. И мою точку зрения разделяет М. Воронов: «Рост в стране (Украина) заболеваемости туберкулёзом среди прочих причин может объясняться тем, что душевно тонкие, ранимые люди не выдерживают напряжений, которые создаются постоянной психотравматизацией в связи с неопределённостью будущего». Что тут ещё добавить?

Среди проявлений, характерных для туберкулёзного пациента, отечественный гуру психосоматики выделяет амбивалентность желаний (брать – отдавать), а на уровне тела – амбивалентность иммунного и аллергического ответа организма, что и формирует своеобразную клиническую картину болезни.

Со своей стороны могу отметить, что мои пациенты, в анамнезе которых был туберкулёз, имели весьма непростой жизненный путь с травматическим опытом детства, юности и/или взрослого периода жизни. Причём, их неспособность балансировать между миром жестокости/агрессии и собственной душевной ранимостью сочеталась с повышенной потребностью к любви/вниманию, как компенсации в отсутствии материнской любви в прошлом.

В психологическом анамнезе туберкулёзного больного можно также обнаружить повышенную тревожность, что на уровне тела проявляется, как неспособность расслабиться. Это во многом обусловлено ожиданием худшего и неверием в собственные силы/возможности восстановления/исцеления.

Вот почему одна из религиозных конфессий, членом которой была моя пациентка, весьма продуктивно работала  в запущенных случая наркомании, алкоголизма, с бывшими заключёнными, в анамнезе которых хронический туберкулёз через возрождение Веры, как антагониста всем вышеупомянутым эмоциям.

ПСИХОСОМАТИКА БОЛЕЗНЕЙ ТОЛСТОГО КИШЕЧНИКА

Прежде, чем рассмотреть психосоматику заболеваний толстого кишечника, в основе которых лежит дисбаланс стихии «Металл», нужно понимать, что на информационном уровне это орган удаления и вытеснения всего того, что уже было усвоено и переработано. У мнительного, недоверчивого и слишком осторожного человека всегда будет ощущение, что он ещё не всё извлёк, не всё использовал и требуется дополнительное время для переосмысления любой информации, которую он поглощает на личностном плане.

Здесь не обходится без эмоций негативной направленности, которые я детально рассмотрел в своей новой книге НЕ СТРАХОМ ЕДИНЫМ — тревоги и беспокойства, которые я помещаю в область солнечного сплетения и связываю с висцеральным мозгом с одной стороны, и желудком, поджелудочной железой, тонким и толстым кишечником с другой.

Связь двух меридианов стихии «Металл» можно обнаружить в утверждении Ремхельда (синдром Ремхельда), при котором давление, создаваемое выделяющимися в толстом кишечнике газами приводит к усиленному сжатию грудной клетки и вызывает застой ядовитых веществ вдоль всей диафрагмы. В результате это неминуемо отражается на работе сердца, приводя к беспокойству, сердечному дискомфорту, загрудинным болям и затруднению с дыханием. Такой застой иногда именуют «сердечным запором».

«Ветер, застрявший в верхней части толстого кишечника, где сходятся поперечная и нисходящая ободочная кишки, обладает достаточной силой, чтобы полностью остановить перемещение отходов по толстому кишечнику. К тому же, он может вызвать серьёзные проблемы с сердцем. Захваченный в этой области, ветер заставляет толстый кишечник давить на диафрагму, а диафрагма давит на сердце. В результате возникает боль в левой руке и за левым плечом, которую многие люди ошибочно принимают за сердечный приступ. Это давление может также вызвать приступ беспокойства». – М. Чиа. Ци-Нейцзан II.

Также, по мнению Мантэка Чиа, застой может быть причиной накопления слизи в лёгких, что заканчивается астматическими симптомами, а также приводить к болям в поясничных мышцах и ногах.

«Западная медицина насчитывает свыше пятидесяти разновидностей диареи. Ее причиной могут быть нарушения в работе подвздошной (нижняя часть топкой кишки) и толстой кишки, когда они утрачивают способность эффективно всасывать воду. Иногда такой причиной становится беспокойство и тревога, которые вызывают перенапряжение нервной системы, что приводит к гиперперистальтике кишечника и преждевременной дефекации». – М. Чиа. Ци Нейцзан I.

Н. Пезешкиан считал, что в возникновении язвенного колита на психологическом уровне играет роль «способность реагировать на перегрузки и конфликты своим кишечником и избавляться от них тем же способом, что и от пищи».

В своем более раннем материале ПСИХОСОМАТИКА БОЛЕЗНЕЙ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ я писал о возникновении колитов, приводя авторитетное мнение специалистов: «как бы то ни было, но именно реакция на конфликт, а точнее его неверная переработка, невосприятие его обучающей и катализирующей роли приведёт к тому, что «кандидат в язвенники проявит симптомы заболевания, если его тяга к зависимости от другого человека перейдёт все границы терпения; эти симптомы могут развиться столь же быстро, если, например, его бросит жена или если он получит назначение на пост, требующий большой ответственности. При удачном стечении обстоятельств, если соответствующей ситуации не возникнет, несмотря на физиологическую уязвимость органа и психический склад, человек может никогда не заболеть той болезнью, к которой он предрасположен психологически и органически». — Томас Френч. Психоанализ интегрированный и расширенный.

«При нарушениях кишечного тракта – психогенного поноса и различных форм колитов – типичные конфликты концентрируются вокруг эмоциональных трудностей (безнадёжные усилия) относительно достижения чего-либо. Как и пациенты с желудочными нарушениями, эти больные также выказывают подсознательные тенденции к зависимости, они также пытаются компенсировать их желанием отдать что-либо в обмен на желание получить; однако им не хватает уверенности для реализации этих амбиций. Когда они теряют надежду на достижение того, к чему стремятся, появляется нарушение кишечной деятельности. Исследование язвенных колитов дало основание предположить, что подавление деструктивных импульсов и нарушение или утрата ключевых взаимоотношений, сопровождаемые чувством безнадёжности и отчаяния, могут также быть причинными факторами болезни». – Джорж Либман Энгель. Психологическое развитие здоровья и болезней.

Таким образом, в этиологии возникновения вышеописанных патологий всегда лежат не преобразованные эмоции негативной направленности: страхи, тревога, беспокойство, печаль, подавленность.

РАБОТА С ПЕЧАЛЬЮ ЧЕРЕЗ ОСОЗНАНИЕ И ВЫДЫХАНИЕ

В «Цигун. Слияние пяти стихий» Мантэк Чиа предлагает технику, позволяющую осознать печаль и подавленность в лёгких.

«Вдохните и выдохните. Опять вдохните и установите связь между носом и лёгкими. Отрицательная энергия лёгких может формировать печаль, охваченность горем, подавленность или другие неприятные ощущения. Если вы печальны, о можете ощущать ослабленность, упадок, истощение энергии. Печаль или другая отрицательная эмоция в лёгких может ощущаться серой, холодной, затхлой и солёной. Закрутите в спираль и выдохните печаль или любую другую неприятную энергию из лёгких. Соберите её в точке сбора энергии лёгких (толстого кишечника) — слева сразу же под грудной клеткой. Она находится в точке пересечения вертикальной линии, опускающейся от соска и горизонтальной линии, идущей влево от пупка».

Со своей стороны добавлю и расширю технику. Если ваша печаль связана с прошлым, раскрутите спираль вправо — в настоящее, после чего наполните себя радостным и спокойным психоэмоциональным состоянием, а затем верните спираль в прошлое раскрутив её вновь, только в обратную сторону — против часовой стрелки. В случае будущих тревог или неприятных ощущений сделайте всё наоборот — раскрутите с точки будущего в настоящее спираль, преобразовывая её белым или изумрудным пламенем и наполняясь ощущением спокойствия, благости и уравновешенности, после чего верните спираль в то будущее, где «гнездилась» эта тревожная психоэмоциональная реакция.

В предлагаемой вашему вниманию таблице как раз рассмотрены характеристики стихии «Металл/Воздух» в процессе её динамического преобразования или смены эмоциональной поляризации — от негативной — к позитивной через различные чувствительные, образные и ассоциативные анализаторы.

ПЕЧАЛЬ,  ТОСКА И ЧУВСТВО ВИНЫ. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ

Уже писал ранее, что грудная клетка — «вместилище вины», которая может быть предтечей не только вялотекущих состояний и опасных инфекций, а и причиной онкологии, уносящей человека из жизни подобно урагану. Рак лёгких, к примеру, сочетание не прощённой обиды, тоски и даже ненависти, наряду с неспособностью принять любовь в своё сердце и простить себя и других, отпустив вину восвояси.

Осознание того, что лежит в основе формирования чувства вины, есть способность предотвращения её появления, или, как минимум, её ослабления. А это, прежде всего, отсутствие веры в себя, как совершенную душу, скрывающую свой истинный лик под маской несовершенной личности. В этом смысле самым трудным является факт прощения самого себя и признание того, что всё происходящее с тобой есть разнообразный и ценный опыт.

«Прощение – это прекращение инерции действия».– Б. Чайлдерс. Ра. Закон Одного.

Прощение самого себя или своей несовершенной личности – вот пусковой механизм для преобразования  действительности и её восприятия через кристальную призму ЛЮБВИ, пропускающую свет и задерживающую всё затемнённое и несовершенное.— Извини себя. Измени любя. С этой колокольни взгляд на себя будет менее осуждающим и более принимающим.

«Ко всему, что существует в клеточной памяти, можно получить доступ в настоящий момент с намерением и пониманием. Нет необходимости предпринимать путешествия в прошлое, чтобы раскрыть все прошедшие события». — Так свидетельствует эзотерическая истина.

Иными словами, гипнотическая или осознанная регрессия (памятование о том, что ты изменяешь наряду с телесным, эмоциональным и ментальным перепрограммированием, куда мощнее и ценнее чем работа с бессознательным) не всегда ключ к решению проблем с эмоциями, застрявшими в подсознании.

Возможен и иной сценарий развития, как, например, в случае методики, позволяющей «здесь и сейчас» ментально, эмоционально и телесно войти в блокировку/напряжение/дискомфорт и устранить его.

Важный момент прощения и самопрощения – этому умственно-эмоциональному процессу должно «поверить» наше тело, ибо данный процесс так и останется нереализованной программой.

Вера тела – это искренне переживание и прочувствование на уровне телесных ощущений.

Другими словами, если телесный дискомфорт, как застрявшая и заблокированная вина не будет удалён из тела, благодаря предельной визуализации с должной концентрацией и созерцанием наряду с освобождающим и расслабляющим дыханием, то считать, что мы достигли искомого результата, будет неверным.

Тело должно не просто освободиться от сковывающих уз вины/обиды (это как двусторонняя монета, на одной стороне которой всегда вина, а на другой – обида), а и принять новы алгоритм телесной свободы, закрепить его на уровне ДНК и уже затем воспроизводить новый алгоритм, в котором данные эмоции негативной направленности больше не довлеют.

Как бы то ни было, но не могу не согласиться с Луизой Хей в том, что «винить других — зря растрачивать свою силу. Вы должны сохранить свою силу. Она явно понадобится вам в вашей жизни для перемен. Так что давайте перестанем играть в беспомощных жертв и начнем делать что-то конкретное, чтобы помочь себе».

Великий знаток человеческих душ также весьма лаконично выразился в отношении вины: «Если тебе кажется, что кто-то виноват перед тобой, — забудь это и прости. И если прежде не испытал этого, ты узнаешь новую радость — прощать». — Л. Н. Толстой.

Лучший способ избавления от эмоций негативной направленности, лежащих в основе любого психосоматического нарушения, на мой взгляд, это осознание трёх Законов Любви через культивацию блага себе и себе подобным, непричинение вреда (ни словом, ни мыслью, на эмоцией, ни действием), а также уважение свободной воли/выбора других людей, что предполагают развитие этического отношения к жизни с одной стороны, и выстраивание собственных границ личностного пространства — с другой. Когда ты уважаешь и ценишь своё хрупкое пространство, тогда ты неминуемо придёшь к тому, что и другие люди заслуживают такого же бережного и чувствительного, эмпатийного отношения. Этот путь не короткий и не простой поначалу, но он несомненно приведёт к большей целостности, Единству и негэнтропийности. А значит, ветер, как стихия, вскоре будет раздувать паруса души, направляя лодку вашей личности к большей свободе от телесных и психических ограничений.

Любое копирование материала — фрагмента или целой статьи — разрешается  с обязательной гиперссылкой на автора и сайт Дуэтика http://kolesha.ru/

ШКОЛА ПСИХОСОМАТИКИ & СОМАТОПСИХИКИобучение авторским методам владения своим телом и психикой в достижении природного равновесия и здоровья.

Похожие материалы:

ОГНЕННАЯ СТИХИЯ ПРЕОБРАЖЕНИЯ

ЗЕМЛЯ КАК ПРИРОДНАЯ СТИХИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПСИХОСОМАТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

ДЫХАНИЕ ЖИЗНИ

ИСЦЕЛЯЮЩЕЕ ДЫХАНИЕ

Share

Сергей Колеша

комментария 2 to “ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ ВОЗДУШНОЙ СТИХИИ”

  1. надія:

    Дякую! Надзвичайно цікаво і зрозуміло написано. Але як вилікувати самого себе, як навчитися тренувати самого себе не сприймати ті чи інші речі по іншому. Не так як вчили тебе бабка, дід, мама?

    • Дякую Надія! Перебудовувати своє світосприйняття у будь-якому випадку необхідно, тому що як казав Геракліт, все тече і все змінюється.

Оставить комментарий