Вся Жизнь – Йога

Мудрость Востока, практическая философия древних религий, стезя духовного творчества, инструмент совершенствования физического здоровья – вот далеко неполный перечень популярнейшего сегодня понятия – Йога.

Пожалуй, нет более масштабного и не менее противоречивого направления в истории человечества, чем Йога.

А её потрясающее многообразие, сила воздействия, глубина преображения и красота изменения, вызывает восхищение и желание наследования у миллионов людей, открывших для себя её духовный мир.

Шествуя уверенным эволюционным шагом, Йога помогает найти каждому человеку собственное зерно истины, произрастающее в подготовленной почве духовного устремления.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ  ЙОГИ

Происхождение Йоги достаточно древнее, а её корни зарыты в почве ещё более ветхой днями.

Санскрит, повествует нам об истоках Йоги, тянущихся за десятки тысяч лет от нашей эры, которая, тем не менее, не утратила, а скорее приобрела свою актуальность в нынешний сложный период жизни.

И хотя наиболее ранней считается школа философии, основанная Патанджали, Йога Сутр, которую он составил, относят к более отдалённому периоду и мудрецу Яджнавалкии, автору истинной доктрины йоги, передаваемой устно. 

Системно Йога развивалась в среде индийских монахов или аскетов, которые наблюдали её влияние через мантры (молитвы), размышления, дыхательные упражнения. Для них Йога была инструментом, позволяющим осуществлять глубинный контроль над всеми внутренними процессами и познавать мир духа через самоотождествление.

 ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СУТЬ ЙОГИ                           

Слово «йога» произошло от санскритского корня йодж или йудж, имеющего много смысловых значений: «соединение», «единение», «связь», «гармония», «обуздание»,  «союз», которые можно представить следующим образом:

  • Йога — это единение цели и средств духовного совершенствования и освобождения человека от оков материальности, в преобразовании его автоматической и полуавтоматической природы.
  • Йога — это союз интеллекта и интуиции, углубление знания в сверхзнание, ментального в сверхментальное, разума в сверхразум.
  • Йога — это открытие мира души в себе и дальнейшее растворение и соединение с ним с одной единственной целью — слиться с Первоисточником всего, напиться ЕГО соком, раствориться в ЕГО лучах, наполниться всецело ЕГО любовью.
  • Йога – это искусство обуздания чувств и рассудочной ментальной природы.
  • Йога  — это гармоничное восприятие действительности: не эмоциональное или ментальное, а через фокус души, предполагающее новое рождение и сознательную и само направляемую эволюцию.
  • Йога —  это практическая психология, преодолевающая иллюзорные границы личности для индивидуального разворачивания души.

В соприкосновении с более высоким и устойчивым сердечным вмещением и откликом на призывы Духа с его божественной реализацией, Йога преобразует телесную природу в её троичном единении.

  • Йога — это выход на новый обертон времени за пределы Природы и границы собственного невежества.
  • Йога — это увлекательнейшее путешествие от простого к сложному и, наоборот, с поиском себя в йогическом делании и нахождении своего места в цепи причинно-следственных связей.
  • Йога —  это мантра, которая словно колокол, звучит в сердцах, трансформируя всё то, что мешает духовному продвижению.
  • Йога — это наука само распознавания, делающая жизнь осмысленным шагом совершенствования через сосредоточение и медитацию с терпением и верой.

Сущность Йоги можно определить, как контакт индивидуального человеческого сознания с божественным сознанием в различных точках соприкосновения, что в свою очередь, определяет школу или направление йоги, которой мы отдаём предпочтение.

Прислушавшись к собственному внутреннему голосу, мы можем раскрыть те грани души, которые привнесут в жизнь не только свежий ветер обновления, но и сознательное понимание своего жизненного искания и предназначения.

ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ЙОГИ

В разные эпохи Йога служила людям средством, позволяющим раскрыть их истинную суть.

В древней Лемурии наиболее эффективным инструментом духовного развития была Хатха Йога, благодаря которой человек обучался искусству умелого  и сознательного контроля над своими органами, системами и частями тела.

С помощью физических и психических средств достигалась гармония двух противоположных начал: энергии солнца (ХА) и луны (ТХА),  раскрывающих человеку свой глубокий символизм и тайну единства.

В дни Атлантиды две Йоги обеспечивали прогресс и самосовершенствование: Лайя Йога и Бхакти Йога.

Благодаря Лайя Йоге или Йоге Растворения, собственное сознание йогина сливалось с трансцендентным, и производилась сонастройка всех центров тела – чакр, с их последующим эволюционным развитием или раскрытием  лепестков – психологических качеств.

Этимологически «растворение», согласно древним славяно-арийским источникам мысли, представленным в Ведах, а затем переданных в санскрите, Ра – есть источник, свет, Солнце; Рас – Род страны Асов (людей); створ – проход, вход, тончайший просвет; творение – способность человека быть со-творцом с Богом.

Таким образом, растворения есть не что иное, как тончайший творческий акт соединения человека с Богом, сознательное и сосредоточенное совместное действие в заданном направлении.

Позже Лайя Йога объединилась с Бхакти Йогой, развивающей эмоциональную природу человека,  побуждая его к поиску Бога.

Для одних бхакти путь к Всевышнему открывался через преданное служение или поклонение, для других – прославление или памятование, третьи растворялись в Боге подобно Рамакришне, всецело и без остатка.

ОСОЗНАННЫЙ ВЫБОР

Свободный выбор, как всегда, никто не отменял. Поэтому вы можете предпочесть то, что для вас наиболее желаемо и созвучно. Калейдоскоп школ Йоги на сегодняшний день не может не впечатлять.

Для любителей традиционных направлений можно порекомендовать «Царскую Науку Души» Раджа Йогу, особенно если вы заряжены на преобразование вашей интеллектуальной природы ума, ограниченной рациональностью и рассудочностью, для достижения новых рубежей самосовершенствования.

Для тех, кто предпочитает заниматься научными изысканиями в различных областях жизни, вполне успешно можно практиковать Джняна Йогу или Йогу Знаний и это благодаря развитому интеллекту, силе воли, руководствуясь при этом неэгоистичными мотивами и светлыми побуждениями.

Если физическое тело и здоровье для вас – главные инструменты совершенствования, то Хатха Йога и её асаны, возможно именно то, что вам нужно.

Если вы инициированы Божественным Лучом Преданности и Идеализма, то Бхакти Йога может быть именно тем подспорьем, позволяющим вашей душе, раскрыться подобно цветку розы через открытие сердечной чакры и растворению в фимиамах Его всеобъемлющей любви.

Также вы можете культивировать в повседневной жизни Карма Йогу или Йогу Труда, занимаясь любимым делом, отдавая всю энергию божественному устремлению и посвящая его плоды тому же высшему источнику.

Вы можете также предпочесть современные европейские направления йоги, такие как Айда Йога «четвёртого пути» Гурджиева – Успенского или  Живую Этику или Агни Йогу, предложенную Еленой и Николаем Рерихами.

Если вы философски настроенный искатель, то весьма впечатляющим открытием для вас может быть Интегральная или Супраментальная Йога Ш. А. Гхоша.

Ваш выбор может быть остановлен на Тантре, если ваше развитие направлено  на осознание единства через познание и соединение мужской и женских энергий.

Но, ни одно из направлений Йоги нельзя успешно практиковать, если нет осознания необходимости пробуждения высшего «Я» или Души человека для более глубокого духовного раскрытия.

Если вы всё ещё думаете быть или не быть Йоге в вашей жизни, ответьте искренно себе на три вопроса:

  • Важно ли управлять своим здоровьем и уметь использовать разнообразный природный арсенал средств для его восстановления в случае болезни?
  • Необходимо ли пройти путь от умственного ограничения к всевозрастающему знанию и миропониманию?
  • Надобно ли жить осознанно, расширяя собственный свет интуитивных проблесков до света озарённого, высшего ума?

Для истинного искателя света мудрости, дилеммы быть не должно, ибо любой кирпичик в фундаменте собственного саморазвития важен так же, как необходимо разнообразие цветов на садовом участке, или в палитре мозаичного узора. И этим кирпичиком по праву может стать одно из множеств направлений Йоги.

ТРУДНОСТИ ПУТИ

Пути Йоги трудны и тернисты, обвиты колючками и шипами, изобилуют подводными камнями и острыми горными выступами.

Они отнюдь не для праздных и прожигающих свою жизнь людей.

Они для тех, кто признаёт за Йогой право на первенство, право на истинную жизнь, не сновидческую и полудремотную, а жизнь пробужденного дневного сознания.

Но вместе с тем, Школы Йоги уже давно перестали быть чем-то загадочным и недостижимым. Ибо с каждым новым учеником, готовым не только к приоткрытию её тайн, а и к ассимиляции и синтезу зёрен знаний, они открывают новую историческую веху, красной нитью самопознания прошивающей нынешнюю эпоху.

И это самопознание раздвигает границы возможного и трансцендентного не только за  общепризнанные разновидности йоги и её практики, а и за пространственно временные пределы.

СТАДИИ ЙОГИ

Существует ключевая триада: познание, воля и действие, являющаяся основой для продвижения по пути собственного изменения и расширения способности восприятия.

В йоге это прохождение пяти последовательных стадийконцентрациимедитациисозерцанияпросветлениявдохновения.

Эти 5 стадий, не что иное, как путь к союзу с душой и прямому знанию божественности.

Суть концентрации состоит в предельной внимательности и не отвлекаемости, а цель — в фокусе мысленного потока, путём фиксации или удержания внимания на объекте медитации.

А это наиболее сложный элемент любого медитативного процесса, ибо хаотичные мысли и порождения эмоционального ума, куски желаний, обрывки эмоций и другие помехи в виде невозможности расслабить и успокоить рассудочный ум, делают медитацию практически бесполезным занятием. И здесь возникает необходимость в подготовительных действиях по «очищению» ума с соответствующим обузданием чувств.

Концентрация осуществляется либо на образе или предмете, или его отсутствии – на пустоте.

За концентрацией следует стадия, называемая полнотой внимания, при которой ум наблюдает сам себя, а затем оба процесса присутствуют в целостной совокупности.

Все подготовительные медитативные моменты, так или иначе, видят путь достижения к слиянию медитирующего с объектом медитации в дхиане (растворении или полном поглощении).

Растворение, называемое также лайя, характерно как для материальных, так и бесформенных состояний.

Дхианы — необходимое условие для того, чтобы сделать свой ум послушным и легко управляемым для возможности проникновения на новый план медитативного сознания.

Дхианы, как стадии созерцания, отождествляют познающего (медитирующего) с тем, что скрыто внутри него и идентично Душе в познаваемой форме. Иными словами созерцание — это освещение светом Души того, что требуется познать или исследовать, прежде всего, интроспективно.

Следующим шагом в искусстве йогического делания есть шаг, ведущий к Просветлению, состоянию, свободному от видоизменений ума, скрывающего Свет. Происходит долгожданная встреча со своим истинным «Я», становящимся всем и ничем одновременно.

Это и есть самадхи — конечная цель медитации, хотя и в данном процессе есть свои градации и уровни.

Но просветление также имеет свои аспекты приложения: просветление восприятия, ясность сознания, вспышка прозрения, просветление интеллекта, которые происходят постепенно, стадия за стадией в результате долгих и упорных усилий йогина.

Поэтому очень важно, чтобы практикующий йогу человек, осознал, что постоянная настойчивость в сочетании с терпеливой стойкостью, приводит к маленьким, каждодневным достижениям, что намного важнее и ценнее эмоционально-темпераментных личностных стремлений и усердий на данной ниве.

Все эти результаты отражаются в сознании медитирующего, расширяя границы его теоретического знания, приводя к знанию различающему, а затем и «свету интуиции», «вИдению» и «дару божьему».

На высших витках духовного пути по мере приобретения опыта жизнепроявления уже как души, с помощью медитации развиваются высшие аспекты чувств: яснослышание, ясновидение, целительство, активное служение, всеведение.

ЦЕЛЬ МЕДИТАЦИИ

Таким образом, искусно практикуемая медитация — это результат направленности вовнутрь — интроекция и развитие способности абстрагировать сознание от формы и субстанции и центрировать его внутри себя.

В такой медитации также нет доступа желанию, эмоциям и рассудочному уму, которые при достаточной натренированности перестают быть помехой, для практикующего йогу человека.

Медитативное путешествие от обычного сознания к «трансцедентному», затем «космическому», «божественному», что в конечном итоге приводит к единству, не только лишь избранный путь йоги. Ибо все известные духовные школы со светлой направленностью, а не «окраской», ставят перед собой ту же цель и задачу и следуют теми же путями.

Цель всех путей, предполагающих использование медитации — трансформация сознания медитирующего для нового уровня восприятия жизни через изменённое состояние сознания, которое медленно входит во все аспекты жизни.

Медитация не столько размышление в изменённом состоянии ума и сознания, а отсутствие умственной деятельности, состояние «не-ума», состояние чистого сознания без содержания, осознание того, что «я — не есть ум», полное растворение ума в своём объекте.

Медитация – это последовательное исследование своей неискажённой природы без навязчивых поползновений ума, хаоса мыслей и фальши рассудка.

Медитация — это также свободный прорыв к разумному существованию через сопричастие и сотворчество.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

  • Выбрав школу или направление йоги, которая вам по душе, важно заручиться поддержкой учителя или Гуру, который, кстати, может быть внутренним наставником, направляющим вас с планов души и духа.
  • Так как первичное знакомство с Йогой происходит либо на литературных страницах,  либо на практических занятиях, вы сами вправе выбрать способ или метод обучения, подходящий именно для вас.
  • Тренинговый способ обучения является альтернативным путём для тех, кто либо ещё не определился окончательно в выборе направления, либо предпочитает самостоятельные занятия и хочет получить «инициацию» или посвящение в дальнейшее йогическое путешествие от тренера или мастера.
  • Тренинги также позволят занимающимся в группах людям, определить степень своей подготовленности в интенсивном курсе и получить новую интересующую их информацию для духовного роста и совершенствования.

Использование данной статьи или отдельных её фрагментов разрешается только с гиперссылкой на автора и на сайт www.kolesha.ru

Share

Сергей Колеша

Оставить комментарий