СИЛА ВООБРАЖЕНИЯ И ЕГО РАЗВИТИЕ

“Воображение – это колесо, посредством которого астрономы могут собирать звезды всех галактик. Эта творческая энергия идентична энергии света”. – Николо Тесла.

Я думаю, многие из нас задавались вопросом: что есть воображение? Однако вряд ли  находили единый ответ, сила воображения и его развитиеудовлетворяющий всех.

И всё же какую тайну скрывает за собой воображение: игру разума, внутреннее видение или и то и другое?

Есть ли сходство в мечтательности и фантазии?

Помогает воображение конкретному человеку в его жизни или создаёт значительные трудности?

Нужно ли развивать воображение или учиться его контролировать? Возможно многие вопросы станут понятными после прочтения данной статьи.

Так или иначе, воображение подобно водной стихии, которая может в одно мгновение превратить штиль в девяти бальный шторм. 

И всего-то навсего для этого нужно дуновение шального ветерка мысли.

«Видел он немало, но воображение уносило его ещё дальше, ему казалось, что за гребнями гор скрыты волшебные страны, полные удивительнейших существ. И многие годы спустя он избегал тех мест, сознавая, что мечта не выдержит столкновения с действительностью».

Так ли это на самом деле, как это описывает Артур Кларк в книге «Свидание с Рамой»?

СУТЬ ВООБРАЖЕНИЯ

«То, что теперь доказано, раньше существовало лишь в воображении»– Блейк.

Как бы мы не рассматривали воображение, оно является областью, в которой вряд ли можно поставить точку, лишь многоточие…

«Воображение – это могущественная помощь во всяком событии в нашей жизни, действующее на веру, и обе они являются чертёжниками, которые приготовляют наброски для воли, чтобы запечатлеть их, более или менее глубоко, на скалах трудностей и препятствий, которыми усыпан жизненный путь». – Е. П. Блаватская.

В этом смысле воображение – это не что иное, как воодушевлённо-отражённый образ внутренней картины мира, естественно инспирируемый различными уровнями сознания человека.

Дуэтика рассматривает также во/о/бра/жение, как воплощаемый образ желания / вхождение в образ. Кроме того, воображение – это воодушевлённый или воплощённый образ уже сотворённого и совершённого нами ранее, правда, не лишённый вечной новизны и творческого изменения.

«Воображение – это удивительный проход. Невозможно вообразить что-то несуществующее за пределами вашего сознания. И именно сердце, а не разум знает всё и хранит все ключи. Именно сердце хранит эти удивительные воспоминания. Если вы можете что-то вообразить, знайте, что вы использовали нечто уже существующее, и что вы уже испытывали где-то в другом месте и времени в ваших многомерных аспектах». – Аурелия Луиза Джоунс Телос. Книга 3.

В традиционной психологии воображение, как психический процесс создаёт и продуцирует образы наряду с программой поведения и построением модели, как результата предметной деятельности ещё до её начала. Аналитико-синтетический характер воображения связывает его с мышлением, однако ограничивает уже полученным опытом.

ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ

сила воображения и его развитиеНе секрет, что развитие воображения начинается в детстве, когда ребёнок через взрослых, книги и собственную фантазию постигает внешний мир, на который накладываются отчётливые и смутные отпечатки прошлых воспоминаний.

Однако и во взрослом периоде жизни воображение занимает немаловажную роль, в особенности в творческих профессиях, требующих не только полёта мысли, а и возможности выходить за границы привычных образов и стереотипов.

Говоря о воображении, как основе творческого осуществления, делания, представления, мы, так или иначе, касаемся взаимодействия внутреннего механизма человека с построением определённых мысленных конструктов.

Семантически, воображение представляет собой вхождение в образ и его преображение в соответствии с поставленной задачей и целью.

Вообразить, значит не только представить что-либо, но и нарисовать мысленную картину этого представления, учитывая все тонкости и нюансы воображаемого объекта. А это, соответственно, предполагает умение правильно сосредоточиться, сконцентрироваться и впоследствии, словно художник, мысленно набросать эскиз данного представления, чтобы затем довести первые наброски и штрихи до завершающего действия.

То бишь, чем разнообразнее палитра красок и шире возможности внутреннего художника, тем больше вероятность того, что рождённый в сознании образ обретёт свою видимую оболочку, осаждаясь и полноценно реализуясь в плотных слоях материи.

Таким образом, воображение представляется нам творческим актом, инициирующим дальнейшее развёртывание мысленной картины в полотно самого разнообразного состава, наполнения, узора и формы.

ИСКАЖЕНИЯ ВООБРАЖЕНИЯ. СТРАХ

Если же рассмотреть воображение, как качественный инструмент разворачивания определённого образа, то здесь представляется важным отметить его границы: от мечты, фантазии и грёз до сумасбродных начертаний на внутреннем мыслительном экране. И здесь воображение может принимать всевозможную искажённую и даже болезненную форму.

«Половина если не 2/3 наших болезней и недомоганий, являются плодом нашего воображения и страхов. Разрушьте последние и придайте иное направление первому — и природы доделает остальное». – Е. П. Блаватская.

И эти утверждения не плод воображения великого теософа, ибо находят подтверждения уже сегодня.

«Боязнь увечья, потери, болезни, неудачи и т.п. порой так овладевает воображением человека, что он подсознательно, несмотря на все усилия воли, тянется к объекту страха. Более того, чувство страха приводит в действие биохимический механизм стресса, ослабляющий щитовидную и другие железы, сводя до минимума сопротивление организма инфекциям, болезням и даже «несчастным случаям». Ослабляя волю, страх воздействует и на мышцы; он вызывает также нарушение равновесия между двумя полушариями головного мозга, что в свою очередь нарушает координацию и дееспособность». – Доктор Поль Вайнцвайг.

Градации воображения не имеют чётких и установленных пределов, и могут варьировать в зависимости от индивидуальных талантов человека, так и его восприятия, а также способности мышления завершать, продуцировать или изменять действительность.

Приукрашивая что-либо, наделяя тот или иной объект определенными несуществующими или не совсем соответствующими качествами, мы выводим воображение на предполагаемые уровни иллюзорности и эфемерности, которые не способны стать реально воплощаемыми или осуществимыми.

А это уже не просто фантазии, а нечто другое – создание параллельной действительности, которая при определённых условиях может не только продолжать существовать, но и изменять наличествующую реальность.

ВООБРАЖАРИУМ ИЛИ ВООБРАЖЕНИЕ И ФАНТАЗИЯ

Такой инструмент, как контроль над производимыми мыслительными движениями очень важен и воистину значим в свете того факта, что строить заведомо ложное, никому ненужное и ветхое здание мыслеобраза дело не только бесполезное, но и вредное. Ибо, уводя нас с нужной тропинки исканий в заведомо глухой и непроходимый лес мечтательности, мы ослабляем не только способность творить и создавать силою ума, но и теряем эту силу незаметно и с подвохом.

Мечта уносит нас так далеко, как только возможно, постоянно видоизменяясь, преобразовываясь и не задерживаясь подолгу на одном объекте. Она рассеивает нашу устремлённость, распыляет осознанную концентрированность, выбивая с седла уверенности. Такая мечтательность есть пассивным, суррогатным воображением, так никогда и не реализуясь в конкретной жизни.

Но это не относится к детской мечте, ненавязчивой и глубокой, яркой и насыщенной, ибо это уже видение возможного и воображениедействительного будущего. В детской мечте нет места воображению в его неукротимой и необузданной форме. Тут есть чистота мотива и ясное принятие, глубокое чувствование и непосредственное рассматривание.

Детская мечта это, поистине, воображение в его первозданном виде с неискажённым восприятием и отчётливым образом. Это простая истина в лёгкой дымчатой облачности детских представлений.

Но сохранить это детское построение образа внутреннего мыслителя задача сложная, даже практически неосуществимая, но отнюдь не бесполезная.

Мы сохраняем зачатки детского, творческого и живого воображения в скрываемых образах подсознательного и закромах неосознанного. И при наличествующих событиях и благоприятных факторах жизни эти образы могут развернуться с новой силой, необычайной яркостью и обогащенной значимостью. И тогда, детская фантазия и мечтательность перестанут быть ничего не значащими, а наоборот, окажутся фундаментом будущей творческой наполненности и осуществимости.

Согласно закону реальности чувств, «все фантастические и нереальные наши переживания, в сущности, протекают на совершенно реальной эмоциональной основе».

Данное подтверждение мы встречаем у русского философа Э. В. Ильенкова,  в его труде “Диалектическая логика”: «Традиционное понимание воображения отражает только его производную функцию». 

Известный отечественный психолог Лев Семёнович Выготский считал, к примеру, что фантазия является центральным выражением эмоциональной реакции. С усилением и усложнением фантазии как центрального момента эмоциональной реакции её периферическая сторона (внешнее проявление) задерживается во времени и ослабевает в интенсивности.

Таким образом, воображение позволяет получать разнообразный опыт переживаний и оставаться при этом в рамках социально приемлемого поведения. Каждый получает возможность прорабатывать излишнее эмоциональное напряжение, разряжая его с помощью фантазий, и компенсируя, таким образом, неудовлетворенные потребности. «Кто одарён сильной фантазией и достаточно созерцает через неё, может скорее обходиться без действительности, а также без общества». А. Шопенгауэр. Новые паралипомены.

Духовная / эзотерическая наука также делает различие между воображением и фантазией: «В оккультизме не следует смешивать воображение с фантазией, так как оно является одной из послушных сил высшей Души и памятью о предшествующих воплощениях, которая, как бы не была искажена низшим манасом (авт. — умом), всё же всегда основывается на истине».- Е. П. Блаватская. Теософский словарь.

ВООБРАЖЕНИЕ КАК СНОВИДЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

 «Как продолжительна ночь бесконечного времени в сравнении с коротким сновидением жизни!» – А. Шопенгауэр.

А теперь остановимся на той части воображения, которая затрагивает сон. И в данном случае идёт речь не только о физическом процессе, но и астрально-эмоциональном мире наваждения или иллюзии, в котором пребывает большая часть народонаселения планеты.

В рассмотрении Дуэтики сон – это состояние ночного отделения / отрешённое сознание  / ночное сознание /  ноуменальное состояние. В случае осознанных сновидений сон предстаёт перед нами, как свет ночного осознания.

Осознанные сновидения в этом смысле – это символические и образные картины ночного / астрального сознания, содержащего подсказки и указания для дневного / ментального сознания.

Ночной сон, сон длиною в жизнь и протяжённостью в целые эпохи. Как такое возможно?

Спящее состояние и дремлющее сознание в сути своей, похожи. Но если первое – естественно для физической природы человека, то второе уже не только противоестественно, но и несвоевременно. Ибо проспать собственное пробуждение, да и ещё во время таких потрясающих изменений, затрагивающих так много областей и планов, весьма опрометчиво.

В книге: Свет Души, А. А. Бейли, где она вместе с Учителем Джуалом Кхулом выступает, как комментатор Йоги Сутр Патанджали, воображение рассматривается как более высокое состояние сновидческого сознания или своя собственная форма знания, которая включает определённые ментальные состояния:

  • Память о вещах или состояниях сознания, какими они были познаны.
  • Предвидение вещей или состояний сознания, какими они могут быть познаны.
  • Визуализация воображаемых условий и последующее использование вызванного образа как формы, с помощью которой видящий сон может вступить в контакт с новой областью сознания в той мере, в какой он способен отождествить себя с представленным.

Данная классификация показывает эволюцию индивида, который преодолевает инертность инстинктивной физической природы и хаотичность природы чувственной / астральной, расширяя способность большего понимания благодаря «высокой степени контроля и ментальных способностей, с помощью воображения».

ДЕЖАВЮ ИЛИ ДЫХАНИЕ ПРОШЛОГО?

Как может воображение живо и с мельчайшими деталями и подробностями воспроизводить то, чего ты никогда не делал?

Как утверждал Пифагор: «Воображение – это не что иное, как память о предшествующих рождениях».

Это высказывание имеет ныне множество подтверждений, благодаря трудам Майкла Ньютона («Предназначение души», «Путешествие души»), Яна Стивенсона и его последователя Джима Такера («Жизнь после жизни»), Джины Серминара («Обителей много») , 25 тысяч чтений Эдгара Кейси, а также 2500 свидетельств детей (от 5 до 8 лет), указавших точное место предыдущего рождения, имена близких и родных, а также другие подробности предыдущего воплощения.

Кроме того, многие дети практически до 5-7 лет дети не утрачивают непосредственной связи с высшим «Я» через канал духа посредством душевных впечатлений.

Происходит же это посредством сличения и соизмерения изначальной информации — через сны, хорошее воображение и даже эфирное видение. Так дети сопоставляют увиденное и прочувствованное с преподносимой родительской информацией.

Как писал пресбитер Ориген: «У души нет ни начала, ни конца… Души приходят в этот мир, укреплённые победами или ослабленные поражениями предыдущих жизней…»

Воображение, усиленное внутренней потребностью в целостности, и снятию завесы, скрывающей действительный и неискаженный образ собственной индивидуальности — необходимое свойство, позволяющее и взрослым и детям обрести душевное равновесие и мощную поддержку.

Установив однажды контакт со своей незримой частью, мы совершаем процесс единения, называемый дуальностью в согласованном единстве.

«Причиной неспособности человека понять собственную природу, является его неумение уйти от самого себя, бесстрастно, так сказать, со стороны, оценить личные качества. В попытке проанализировать и изучить высшее, он должен использовать те самые способности, которыми его на протяжении веков учили пренебрегать, а именно, воображение и интуицию. Он похож на муху, ползающую по руке и убеждённую, что весь мир и есть эта рука». – Теогенезис. Древние Станцы Дзиан.

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ. ПОДВОДНЫЕ КАМНИ

«Воображение важнее, чем знания. Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию». – Альберт Эйнштейн.

Развитие воображения – как описывает его психология, есть «целенаправленный процесс, преследующий задачи развить яркость воображаемых образов, их оригинальность и глубину, а также плодотворность воображения».  

Если же отстраниться от академической науки и пересмотреть все взгляды о мышлении, рассудке, ментальном программировании через закреплённые социальные образы и стереотипы, то представляется следующая картина.

Вначале ребёнка всячески втискивают в «рамки» и «нормы» взрослого мира потребления, а затем он уже сам, повзрослев, пытается возродить первичные способности через самовоспоминание, осознанные сновидения, интуицию и другие жизненные катализаторы.

«Идея вбивания ребёнка в шаблон, желанные родителям или учителю, есть варварское и невежественное суеверие. Это эгоистическая тирания над человеческой душой. Нужно помочь растущей душе раскрыть то, что в ней самой есть  лучшее и сделать её совершеннее для ценного использования». – Шри Ауробиндо.

сила воображения и его развитиеДругими словами, парадокс воображения всё ещё не преодолён нашим обществом, которому куда легче признать воображение, как фантазию, чем исследовать сверхсознательную область, не контролируемую умом.

Когда мы говорим о развитии творческого воображения, мы, прежде всего, подразумеваем работу над воображением или воображение, которое кроме мыслительных операций, принимает деятельные и реализуемые формы.  

«Не подлежит, что в обеих областях – суждении и действии воображение играет роль посла, или посредника. Ведь чувство передаёт воображению все виды образов, о которых затем выносит суждение разум, а разум в свою очередь, отобрав и приняв те или иные образы, возвращает их воображению ещё до того, как принятое решение будет исполнено». – Френсис Бэкон.

Здесь всё более-менее понятно. Но есть ещё и воображение, которое, к примеру, связано с религиозным чувством и вообще верой в Вышнее. В нём как раз воображение выступает основной движущей силой веры в незримое и неосязаемое.

«В вопросах веры и религии воображение берёт верх над самим разумом и выходит на передний план, потому что милосердие божье использует движения фантазии как орудие просветления, точно также как оно использует движения воли в качестве орудия добродетели. Именно поэтому религия всегда искала себе путь к человеческому уму, прежде всего, через сравнения, образы притчи, видения, сны». – Ф. Бэкон. Сочинения.

Идём дальше. А как не похоронить те зачатки воображения, которые довольно сложно осуществить в действительности, но которые, тем не менее, создают картину представлений, свойственных миру горнему или предыдущим воплощениям?

На мой взгляд, ответ прост и сложен одновременно. Простота его в том, что если в каждом таком детском воспоминании находить ростки любви, сострадания, красоты и показывать на личном примере как все эти качества реализовать в данной жизни, то воображение, как память прошлого или даже будущего (так как время не линейно) будет иметь продолжение в действии.

Кроме того, если любые негативные воспоминания рассмотреть через символ, ассоциацию, как указание на необходимость обращения пристального внимания на тему страхов, сомнений и других негативных реакций, то тогда они не станут импринтами и ограничивающими целостное развитие программами.

Сложность же заключается в том, что, как правило, у родителей нет чётких инструментов для распознавания у ребёнка воображения и фантазии, желаемого и действительного в его системе жизненных координат.

Для взрослых людей, динамика изменений несколько другая. Ибо для использования внутреннего потенциала души им требуется главное и непременное усилие – успокоение или отвлечение рассудочного и логичного мышления.

Могу, правда, предложить несколько полезных действий, которые помогут не только раскрыть потенциал воображения, а и активировать шестое чувство – интуицию.

СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ  И КОНТРОЛЯ ВООБРАЖЕНИЯ

Мы все хоть раз в жизни сетовали на память и на то, что неплохо бы заняться её укреплением. Я не стану здесь вдаваться в подробности, скажу лишь, что дело совсем не в ней, а в отсутствии должного внимания, концентрации, сосредоточения и даже банального отсутствия интереса.

“Тренировка памяти неразрывно связана с тренировкой воображения, с чьей помощью воспроизводятся те ситуации, в которых и на которые наша память должна реагировать». – Ю. Орлов. Чтобы тренировать данную способность нужно понять, в чём её сильные и слабые стороны.

Итак, предлагаю нехитрые, но действенные способы по развитию и контролю воображения:

  1. Не всегда, как вы уже поняли, уместно, когда следуют навязчивые образы или вы слишком мечтательны. И в том иВООБРАЖЕНИЕ другом случае существует неконтролируемый вами поток. Поэтому важно научиться выходить из него подобно воздушному судну, которое отделяется от заправщика или космического корабля от станции, или более простой аналогии – выхода из реки. Проделайте это в вашем уме, ибо он как раз служит источником наваждения. Можете мысленно создать представление – фантом вашего физического мозга – энергетический аналог и «выделить» область в нём, которая отвечает за автоматизм и беспрерывность потока и затем мысленно “удалить” её энергетическим лазером.
  2. Затем заполните это удалённое место энергией воображения, которое будет активироваться только тогда, когда вам это будет нужно и только тогда.
  3. Управление воображением способствует управлению нашими влечениями, а также потребностями. К ним можно отнести всё, что угодно – пищевое поведение (скажем во время поста или лечебного голодания, диеты). К примеру, вы можете представить себя солнцеедом и напитывать себя энергией солнца во время вынужденных, вышеописанных  перерывов в еде. Для этого недостаточно впустить в своё сознание данную мысль, ибо ей должно поверить и ваше тело. Его голодные спазмы легко устраняются питьём и расслабляющим дыханием, а также концентрации на солнечном сплетении и ощущением разлития солнечных лучей по всему животу. Кроме того, любой человек, образ или ситуация, который занимает наше воображение и служит источником негативных эмоций или разбалансированных/хаотичных или дезорганизующих мыслей должен быть мысленно «выброшен» из нашего энергетического поля или отрезаны пути сообщения с ним – вербальные, визуальные и мысленные через голову и шею, на уровне чувств – из грудной клетки и солнечного сплетения; эмоциональной и сексуальной вовлечённости/зависимости – с низа живота.
  4. Иными словами, при всех этих способах мы не убиваем мысль и не пытаемся избавиться от назойливого и доминирующего влияния мышления. Но заменяем нежелательные образы, к примеру, которые связаны с одним объектом или стихией. Так, к примеру, в медитации, мы вместо убегания от назойливого мысленного потока концентрируемся и визуализируем стихию огня и всё, что с ней связано. Чем дольше мы удерживаем образ, тем качественнее визуализация/концентрация и тем однонаправленнее наша мысль (как в медитации, так и за обычными повседневными делами).
  5. Развивать воображение легко и непринуждённо можно также с помощью чтения. Но не обычного пробегания глазами, а представления образов высокохудожественных произведений. Так расширяется не только кругозор, а и раздвигаются границы образов и ассоциаций их сопровождающих.
  6. Ну и конечно же, любое воображение получит должный импульс развития тогда, когда оно как уже я писал ранее, подкреплено действием. То есть получает практическое развитие. В этом случае незримый мир не только тонко встраивается в мир видимый, но и выполняет свою главную “роль” – расширяет наше сознание, восприятие и способность рассматривать природу Единства в конкретных жизненных реалиях.

СИЛА ВООБРАЖЕНИЯ

«Часто говорят, что воображение правит людьми. Но вернее было бы сказать, что людьми правит недостаток воображения».- Уолтер Бейджхот.

И действительно представить современные ноу хау и прогресс человечества без развитого воображения – весьма проблематично. «Стремление к новому есть первая потребность человеческого воображения». – Стендаль.

Очень важно, на мой взгляд, именно сейчас вывести воображение из тени ума. Ибо оно по праву должно занять своё законное место архитектора соответствующей реальности.

И в этом смысле, со всей силой божественной мысли, пробивающейся через Завесу, воображение несёт нам энергию Дома, воодушевляя и вдохновляя нас.

“Воображенье! Ты сильнее всехвоображенье
Ты землю облетаешь без помех
Нет для тебя покровов и завес,
Твой дом – Олимп, слуга тебе – Зевес…
Воображенье! Только повели,
– Как птица, оторвусь я от земли
Туда, где на зелёный небосклон
Спешит аврора, — и закон времён
Бессилен изменить старик Титон
Туда, откуда повелитель дня
С незримых круч приветствует меня”. – Филис Уитли.

Использование данного материала  разрешается только с индексируемой гиперссылкой на автора и на сайт: www.kolesha.ru 

КОНСУЛЬТАТИВНО-РАЗРЕШАЮЩАЯ ПОМОЩЬ –  5 часовых сеансов для развитии воображения, открытия творческих и интуитивных способностей. 

Рекомендуемые материалы: 

Дыхание прошлого

Чувствознание

Интуитивные способности – открытие или развитие?

Как открыть и развить в себе интуитивные способности?  

Share

Сергей Колеша

Оставить комментарий